В Европе растет чисто мусульманских беженцев, принимающих христианство
Определенные данные свидетельствуют о росте количества мусульман, принимающих христианство, а в некоторых церквях проводятся массовые крещения.
Хэрриет Шервуд (Harriet Sherwood), Филип Олтерман (Philip Oltermann)
Лондон, Вена — Все больше мусульманских беженцев в Европе переходят в христианство — таковы данные, полученные от церквей, устраивающих в некоторых местах массовые крещения, пише інозмі
Достоверных сведений относительно перехода в христианство нет, однако некоторые данные свидетельствуют о том, что мусульмане, бежавшие от конфликта, репрессий и экономических трудностей на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, все чаще посещают христианские церкви.
Комплексные факторы, объясняющие эту тенденцию, включают в себя искреннюю веру в новую религию, благодарность христианским организациям, предоставляющим помощь во время рискованного и вызывающего страх путешествия, а также ожидание того, что обращение в христианство может облегчить получение права на убежище.
В Церкви Святой Троицы, которая находится в предместье Берлина Штеглице, конгрегация выросла за два года со 150 до почти 700 человек, и основной прирост, по словам пастора Готтфрида Мартенса (Gottfried Martens), составили обращенные в христианство мусульмане. Ранее в этом году церкви в Берлине и в Гамбурге проводили в муниципальных бассейнах массовые крещения для претендентов на получение убежища. Австрийская католическая церковь за первые три месяца 2016 года зарегистрировала 300 заявлений от взрослых людей, желающих принять христианство, и, по оценке Австрийского пасторского института (Austrian pastoral institute), 70% из новообращенных являются беженцами.
В англиканском соборе в Ливерпуле (Соединенное Королевство) еженедельная служба на персидском языке привлекает от 100 до 140 человек. Почти все они являются мигрантами из Ирана, Афганистана, а также из других мест центральной Азии. Каждая четвертая конфирмация, совершенная за последний год епископом Брэдфорда Тоби Ховартом (Toby Howarth), была связана с людьми, переходящими в христианство из ислама. Большинство из них были иранцами, и большая часть из них — просителями убежища.
Мохаммад Эгтедариан (Mohammad Eghtedarian), викарий Ливерпульского собора и беженец из Ирана, принявший христианство, а позднее посвященный в духовный сан, сказал, что церковь помогает людям укрепиться в своей вере и подать прошение о предоставлении статуса беженца. «Эти две вещи взаимосвязаны. Большинство людей обращаются с просьбой о предоставлении убежища на основании своей религии», — добавил он.
Его собственный путь из иранского города Шираз в Соединенное Королевство прошел через полдюжины европейских государств — на грузовике, на поезде и пешком. Беспомощный и запуганный, он получал практическую и эмоциональную поддержку от христиан на своем пути.
До получения убежища Эгтедариан провел четыре месяца в фильтрационном центре для иммигрантов Tinsley House, расположенном недалеко от аэропорта Гатвик. «Каждый день представлял собой вызов и был прекрасным. Каждый день был вызовом, потому что я не знал, депортируют меня или нет; и каждый день был прекрасным, потому что я находился в руках Господа. Я пообещал Господу: если меня выпустят отсюда, я буду Тебе служить». Теперь Эгтедариан сам занимается оказанием помощи другим беженцам. «Люди находятся в отчаянии. Они потратили большое количество денег и потеряли много денег. Они уязвимы, их оскорбляют и иногда насилуют». Пережитый им опыт в качестве беженца был унизительным и бесчеловечным, сказал он.
Другой иранец покинул Тегеран и приехал в Вену. 32-летний Иоганнес (раньше его звали Садег) родился в мусульманской семье, но еще в университете он стал подвергать сомнению корни ислама. «Я пришел к выводу, что история ислама совершенно отличается от того, что мы учили в школе. Возможно, думал я, это религия, которая началась с насилия?
«Начавшаяся с насилия религия не может привести людей к свободе и любви. Иисус Христос сказал: „взявший меч от меча и погибнет“. Это, на самом деле, изменило мои взгляды».
Иоганнес начал процесс перехода в христианство еще в Иране. Он попал в засаду с группой других людей после урока по изучению Библии, однако ему удалось убежать, и после этого он стал скрываться. Получив австрийскую визу, за которой он ранее обратился, он покинул страну. Сейчас он ожидает решения по поводу его прошения о предоставлении убежища, и пока он еще ничего не сказал своим родителям о переходе в другую веру — только его сестра знает о его «секрете».
Власти говорят о том, что всего в Иране около 90 тысяч христиан, хотя некоторые организации, занимающиеся защитой прав человека, считают, что их количество доходит до 500 тысяч. Хотя законы Ирана не предусматривают смертную казнь за переход из ислама в другую религию, суды выносят смертные приговоры на основании законов шариата и религиозных наставлений религиозных лидеров.
В прошлом году Конференция австрийских епископов опубликовала новые директивы для священников, предупреждая их о том, что некоторые беженцы могут использовать крещение в надежде повысить свои шансы на получение убежища.
«Принятие в страну на основании крещения людей, которые в ходе официальной процедуры были классифицированы как „ненадежные“, приводит к потере веры в церковь во всей Австрии», — подчеркивается в новых рекомендациях.
С 2014 года податели прошения, заинтересованные в переходе в христианство в Австрийской церкви, должны пройти годовой «подготовительный период», в течение которого их неформально оценивают. «Должен существовать заметный интерес к вере, выходящий за пределы желания получить листок бумаги», — сказала Фридерике Досталь (Friederike Dostal), которая занимается координацией работы подготовительных курсов в Венской епархии.
«Мы не заинтересованы в христианах, формально относящихся к вопросам веры. Для положительного решения нужно заметить определенный процесс изменения в людях». По ее словам, в 5-10% случаев соискатели перестают посещать курсы еще до крещения.
Эгтедариан в Ливерпуле признает, что те факторы, которые приводят мусульман к принятию христианства, часто являются сложными и многослойными. «Люди отчаянно стремятся к лучшей жизни, и иногда они готовы использовать для этого ложь — это можно понять».
Церковь движется по сложному пути, сказал он. «Наша миссия состоит в том, чтобы довести до них послание Христа — послание мира, спасения и свободы. Только Господь знает, что кроется в сердцах людей. И не мне выступать в качестве судьи».
В Ливерпульском соборе существует установившаяся процедура. Люди регистрируются, когда они в первый раз приходят в церковь, и делается это на тот случай, если для прошения о предоставлении убежища нужно будет подтвердить посещение церкви. За этим могут последовать пять занятий по подготовке к крещению и 12 занятий по подготовке к конфирмации. «Таким образом, мы узнаем их и видим, насколько они вовлечены в жизнь церкви», — сказал Эгтедариан.
В случае необходимости церковь может предоставить иммиграционным властям «свидетельство о посещении» и поддержать соискателей в апелляционном производстве.
Отвечая на вопрос о том, не притворяются ли люди и не переходят ли они в христианство только для того, чтобы получить право на убежище, Эгтедариан сказал: «Да, конечно. Многие так делают. И я понимаю, что существует немало смешанных мотивов. Многие люди используют в своих интересах эту систему — и мне не стыдно это говорить. Но является ли это недостатком человека или недостатком системы? И кого они обманывают? Министерство внутренних дел, меня как пастора или Господа?»
Злоупотребление принимает различные формы. «А разве люди не обманывают налоговую систему или Национальную службу здравоохранения? Посмотрите на членов Парламента. И посмотрите на людей, которые ходят в церковь для того, чтобы их дети могли попасть в хорошие церковные школы. Есть ли здесь какое-то различие в моральном отношении? Вы хотите найти лучшую школу для вашего ребенка, а мы хотим найти лучшую жизнь для себя.
Тем не менее, мы делаем все возможное для того, чтобы служить людям. Иисус Христос знал, что Иуда собирается его предать, но он, тем не менее, омыл ему ноги. Слава Богу, не мое дело их судить».
Англиканская церковь не занимается анализом данных относительно перехода в христианство. «Это может быть деликатным вопросом, и мы хотим внимательно относиться к тому, в какой среде эти люди формировались», — сказал Ховарт.
«Существует много причин (для обращения), но одной из них, несомненно, является массовое перемещение людей, а также возрастающая взаимосвязанность мира», — отметил он. Обращение характерно для разных вероисповеданий, и можно вспомнить в этой связи пример с чернокожими заключенными, принимавшими ислам. «Мир и идентичности людей выведены из равновесия.
Когда мы проводим конфирмацию, мы много делаем для того, чтобы быть уверенными в серьезности намерений человека. У всех у нас смешанные мотивы. Но если кто-то говорит: „Я верю в это“, то кто мы тогда, чтобы заглядывать в души людей? Я могу сделать лишь одно — посмотреть, появятся ли эти люди здесь через год, и часто именно так и происходит».