Створена перша мапа проблем Ужгорода
Когда долгое время живешь в Ужгороде (хотя подозреваю, что это касается и большинства других городов нашей страны), создается впечатление, что лица, руководящие городом, порой просто не осведомлены о многих проблемах возглавляемого населенного пункта.
И это впечатление совершенно не зависит от конкретной фамилии, которой увенчана табличка на дверях приемной мэра.
С одной стороны это можно понять – если ежедневные маршруты пролегают по одним и тем же участкам города, о том, что творится в его закоулках, можно и не догадаться. Но такой подход применим лишь к обычным гражданам. Человек, взявший на себя ответственность за состояние всего города, должен быть намного компетентнее обычного студента или инженера.
Было бы несправедливым утверждать, что в кругах ужгород-ской власти нет понимания этого факта. Еще Степан Сембер во времена своего руководства стал практиковать пешие прогулки по Ужгороду в компании городских чиновников различного ранга. Во время таких «пеших заседаний» фиксировалось немало проблем и предпринимались попытки исправить каждую конкретную ситуацию. Но много ли находишь в рамках ограниченного рабочего времени? Большинство проблемных мест всё же оставалось за границами внимания.
Позже идею развил Виктор Погорелов. Каждую неделю он собирал не только функционеров коммунальных служб, но и журналистов – и таким образом на маршрутке совершал совместный объезд Ужгорода, комментируя по ходу те или иные проблемы для представителей прессы.
При всём позитиве такого публичного подхода, нужно констатировать, что выезды совершались по немногим, заранее немеченным объектам – конкретным улицам, котельным, полигону бытовых отходов и т.п. То есть, инспектировались те места, о которых уже было известно и какие-либо меры уже были приняты.
При всём штате консультантов, заместителей и заведующих – слишком много «ужгородских бед» так и не попадались на глаза чиновникам, которые уполномочены принимать важные решения.
Вообще говоря схема, по которой выбираются объекты для решения проблем, давно вошла в анекдоты. Тот район, в котором живет текущий «большой начальник» – и благоустраивается в первую очередь: ликвидируются свалки, латаются дороги, появляется освещение и т.п. Меняется руководитель – расцветает его место жительства. Но, к сожалению, практика показывает, что на каждый район города чиновников не хватает. Да и как-то так складывается, что руководители редко проживают в густонаселенных районах, например в Новом – всё чаще по приватным секторам...
Иногда ситуацию чуть улучшают высокие гости, прибывающие из столицы. Как правило, накануне приезда министров с президентами определяется их маршрут следования и строго вдоль него дороги и обочины приводятся в относительный порядок. Один из таких примеров – улица Берчени. Последний основательный её ремонт дивным образом совпал с визитом тогдашнего главы государства в областной кардиологический диспансер в честь открытия последнего. Помнится, впопыхах даже канализационные люки покрыли слоем асфальта, но некоторое время дорожное покрытие просто радовало горожан.
Несмотря на то, что подобные визиты порой сопровождались однодневным перекрытием движения по главным магистралям, ужгородцы подшучивали – мол, мы ж только рады таким гостям, пусть почаще приезжают, но обязательно – каждый раз по новому маршруту! К примеру, на Шахту к одному из трех расположенных здесь диспансеров желательно «запустить кортеж» по улице Сильвая – здесь дороги десятилетиями ожидают капитального ремонта, а глубокие ямы становятся чуть ли не городскими достопримечательностями, эдакими памятниками равнодушию и бесхозяйственности. Памятуя пробки в часы пик перед светофором на пересечении Берчени и Подградской, можно с уверенностью сказать, что улица Сильвая могла бы значительно разгрузить оживлённую транспортную магистраль.
Справедливости ради отметим положительную тенденцию – в последние недели в Ужгороде и без столичных гостей активно ремонтируются многие «давно забытые» дороги – например, улицы Бородина и Пестеля, на которые долгое время «не ступала нога асфальтоукладчика». Но подобных улиц в Ужгороде не один десяток...
Что же делать? Давайте вспомним рецепты из прошлого. Даже в советское время в каждом магазине, столовой или ресторане на видном месте хранилась так называемая «Книга жалоб и предложений». В нее любой посетитель мог внести собственный отзыв о работе заведения или пожаловаться на некачественное обслуживание. Причем записи не всегда были негативными – порой записывались и благодарности, и предложения по улучшению сервиса.
Важным было то, что эти записи тщательно проверялись, и по каждому факту непременно должны были предприниматься определенные меры. Так что фраза посетителя «Дайте мне жалобную книгу» могла моментально остудить самого зарвавшегося продавца или официанта – карали провинившихся порой достаточно строго.
Такой вид «обратной связи» сохранился и в наши дни, причем контроль за содержимым книги проводится не только руководством заведения, но и, что важно, представителями инспекции по защите прав потребителя. И смею вас заверить – это достаточно эффективный рычаг воздействия.
А почему бы не расширить этот полезный и удобный механизм до масштабов всего города, создав что-то вроде «Жалобной книги Ужгорода»? Имеется в виду некая обобщенная площадка открытого доступа, куда каждый ужгородец мог бы внести информацию о замеченной волнующей его проблеме? Понятно, что никто не будет заводить толстенный бумажный том, в наше время куда удобнее и оперативнее воспользоваться технологиями и возможностями Интернета.
Кто-то может возразить: мол, зачем изобретать велосипед? Граждане имеют полное право лично обратиться непосредственно в мэрию с любыми замечаниями, записаться на прием к тому или иному функционеру и т.д. Что ж, порой так и делается. Однако такие приемы – процедура, как правило, неудобная и утомляющая. Так что обращаются люди лишь с теми проблемами, которые являются особенно актуальными для них лично.
А как же пресса? И газеты, и интернет-сайты регулярно поднимают множество общественно важных проблем, казалось бы – читай и реагируй! Но в этом случае у чиновника всегда есть удобная «отмазка»: «Я физически не успеваю пересмотреть всю информацию во всех газетах, читаю лишь одну-две...». То же самое и про закарпатские новостные сайты в Интернете. Именно поэтому идея создания одного централизованного информационного сайта с лёгким доступом для всех – весьма хороша!
Более того – эта идея уже частично реализована! Группа активистов разработала и открыла на базе одного из сервисов Google так называемую Карту проблем Ужгорода. Сайт представляет собой действительно карту, на которой графическими значками нанесены проблемные места и краткое описание каждой недоработки. Идея, конечно же, оказалась востребованной и популярной, ужгородцы активно принялись за наполнение «каталога проблем». Чаще всего отмечают на карте стихийные свалки мусора и обрезанных веток деревьев, участки дорог и тротуаров, которые тербуют ремонта, открытые люки, проблемы дренажной системы. Даже подозрительные с точки зрения закона МАФы, билборды, места постоянных незаконных парковок и застройки, которые портят историческое обличье города, нашли свое отражение на интерактивной карте городских проблем! Отдельно стоит упомянуть также предложения горожан о местах, в которых необходимо оборудовать пешеходные переходы, какие установить дорожные знаки, где желательно разметить велосипедные дорожки – это всё тоже важнейшая часть городской инфраструктуры.
Ужгородец Александр Копытчак, один из авторов «Карты проблем» рассказывает, что и сам не ожидал такого разнообразия волнующих ужгородцев тем:
– Большинство конечно, как и по всей Украине – это дорожные выбоины, а также проблемы освещения. Мы добавляем все, все моменты, которые возникают; нет каких-либо ограничений.
А что же дальше? По большому счету карта в Интернете – явление неофициальное. За контролем упомянутых «Книг жалоб и предложений» закреплены инспекции по правам потребителей. А кто будет реагировать на Книгу жалоб Ужгорода?
Думается, этим должны с предельной ответственностью заняться специальные службы горисполкома. Причем не по собственной добровольной инициативе, а в рамках служебных обязанностей, сортируя сигналы по группам, отсеивая явные фальшивки, а затем – оформляя в виде ежедневных сводок на стол начальству.
Которое, в свою очередь, обязать отчитываться перед общественностью о выполненной работе. Таким образом наладится новый и перспективный механизм обратной связи между жителями города и нанятыми ими чиновниками-коммунальщиками. Что само по себе наверняка пойдет на пользу всему Ужгороду.
Константин Черкай
Газета "Европа-Центр"