Чим є «жупел» імпічменту для «Лебедя, Раку та Щуки» українського політикуму
...Лідери трьох опозиційних фракцій зареєстрували у ВР і лобіюють затвердження проекту закону, який дещо змінює процедуру дострокового звільнення гаранта Конституції...
...Тема урегулирования процедуры досрочного устранения главы государства с занимаемого поста, была и, очевидно, будет впредь весьма популярной в отечественной политсреде. И это не удивительно, поскольку народ традиционно недолюбливает власть, а оппозиция традиционно играет на этом. Одной из таких чувствительных «струн» и является тема импичмента президента.
Лидеры трех оппозиционных фракций зарегистрировали в ВР и лоббируют утверждение проекта закона, который несколько меняет процедуру досрочного увольнения гаранта Конституции. О форме законопроекта говорить вряд ли имеет смысл, так как очевидно, что ничего за исключением пиара, данная инициатива в себе не несет. Аргументов можно привести массу, остановимся на одном – ключевом.
Для окончательного принятия законопроекта необходимо не менее 300 голосов, поскольку процедура требует внесения изменений в Основной закон страны. В голосовом активе оппонентов действующей власти – 168 «штыков». Допустим, большинство внефракционных нардепов (а таковых в парламенте на сегодня насчитывается 35) поддержат оппозиционеров в вопросе импичмента. Но, как ни крути, а до заветной отметки в триста голосов – как до Пекина пешком.
И, тем не менее, представители «Батькивщины», «УДАРа» и «Свободы» не утруждают себя поиском депутатов из иных фракций, готовых сказать свое «Да» их законодательной инициативе. Почему? Да потому что инициатива по импичменту – пиар. Не больше и не меньше. В противном случае Тягнибок, Кличко и Яценюк не сидели бы, сложа руки, а искали бы дополнительные голоса с утра и до глубокой ночи. А так… Будет рассматриваться законопроект в сессионном зале ВР, авторы выступят, покритикуют власть в целом и президента в частности и на том конец истории. Затем, когда тема подзабудется – напишут похожую по смыслу законодательную инициативу, касающуюся процедуры импичмента. И так по кругу…
Как известно, статья 108-я Основного закона страны закрепляет исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы государства. Одним из таких оснований является устранение его с поста в порядке импичмента. К слову, расследование и рассмотрение дела об устранении президента с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела.
Следует отметить, что законодательство многих стран предусматривает возможность отстранения президента со своего поста в случае совершения им государственной измены или нарушения норм Конституции. Между тем, указанная процедура применяется крайне редко и является исключительным мероприятием. В Европе, например, процедура импичмента была применена только в Литовской Республике в 2004-м.
Теперь коротко о содержании законодательной «пустышки» лидеров фракций парламентского меньшинства.
Яценюк, Кличко и Тягнибок предлагают исключить из главы 30 Регламента Рады статьи, регулирующие порядок досрочного прекращения полномочий президента с поста в порядке импичмента. В частности, оппоненты действующей власти предлагают снизить барьер для вывода в публичную плоскость сведений относительно совершения гарантом госизмены или другого преступления.
Основанием для инициирования вопроса о смещении президента с поста в порядке импичмента и образования специальной временной следственной комиссии является письменное представление об этом, подписанное большинством от конституционного состава Верховной Рады, подписи которых не отзываются.
Согласно положениям статьи 172 Регламента внесенное на рассмотрение парламента письменное представление об инициировании вопроса об импичменте без принятия решения о включении в повестку дня пленарного заседания ВР рассматривается по процедуре полного обсуждения. И только после обсуждения и письменного представления народных депутатов по процедуре полного обсуждения Верховная Рада переходит к голосованию.
По мнению трио оппозиционных лидеров, при таких условиях нивелируется требование Регламента о том, что письменное представление должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии, а сама суть процедуры полного обсуждения вопросов на пленарном заседании теряет свое значения.
«Следовательно, целесообразно уменьшение минимально необходимого количества подписей народных депутатов в письменном представлении о необходимости инициирования вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента и образования специальной временной следственной комиссии», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту об импичменте.
Также лидеры фракций «УДАР», «Батькивщина» и «Свобода» требуют обеспечить надлежащую открытость и гласность при расследовании ВСК обстоятельств совершения президентом госизмены или другого преступления. Предлагается предусмотреть положения о том, что по общему правилу ВСК будет проводить свою работу в форме открытых заседаний с обеспечением гласности.
Следует отметить, что технически отстранить главу государства от власти предельно сложно (если, конечно, придерживаться всех процедурных норм). При соблюдении норм закона о временных следственных комиссиях (ВСК) это, по мнению экспертов, может занять около девяти месяцев. С тем, чтобы внести и зарегистрировать данный проект в парламенте, под ним должны стоять автографы не менее 226 владельцев мандатов. Их у оппозиции нет.
Для реализации процедуры импичмента необходимо, чтобы президент совершил очевидное преступление, парламент нашел доказательства этого преступления и, собирая их, ни разу не преступил черту дозволенного (за этим будет следить Конституционный Суд). Причем доказательства преступления должны быть настолько неоспоримыми, чтобы дать Верховному Суду основания говорить о наличии состава преступления. И только после вердикта КСУ происходит последний шаг на пути к импичменту: нужно, чтобы под стеклянным куполом ВР нашлось не менее 338 депутатов, готовых «обезглавить» страну,
пишет ПолитАрена.
Четко выписанная процедура импичмента – это, бесспорно, плюс. Однако – одно дело предметно подходить к вопросу, совсем другое – пиариться и имитировать бурную деятельность. Чем занимаются Тягнибок, Кличко и Яценюк – судить вам…