Близько 30% українських студентів постійно суміщають роботу і навчання, в середньому щомісяця заробляючи 2,5 тис. грн. У свою чергу, багато торгові марки роблять їх «мішенню» при розробці рекламних стратегій. Так, продавці різних гаджетів, демократичною одягу, а також снеків, слабоалкогольних і енергетичних напоїв намагаються роздобути молодь в ряди своїх постійних споживачів.
Согласно результатам опроса, проведенного порталом rabota.ua среди студентов украинских вузов, треть из них учатся и работают одновременно. Еще 25% учащихся время от времени устраиваются на подработки, а примерно 20% — самостоятельно зарабатывают только в крайних случаях. При этом 63% работающих получают зарплату в диапазоне от 1 тыс. до 2,5 тыс. грн. У 20% - месячный доход колеблется от 2,5 тыс. до 5 тыс.
Заработанные деньги студенты предпочитают тратить, в первую очередь, на покупку смартфонов и других мобильных устройств. Согласно данным интернет-опроса, проведенного в августе этого года порталом [email protected] среди практически 20 тыс. российских школьников и студентов, 42,5% респондентов главным атрибутом современной молодежи считают смартфон или телефон.
Эту же тенденцию в Украине отмечает психолог Наталья Науменко. «Функции «заграничных джинсов» 1980-х теперь на себя взяли гаджеты. Брендовые вещи сейчас можно купить в хоть секонд-хенде. Поэтому «прикид» перестал быть маркером определенного уровня жизни и степени продвинутости. Авто - скорее показатель наличия состоятельных родителей. А вот хороший ноутбук или тачфон может быть сигналом того, что сам молодой человек «может, умеет, в состоянии» зарабатывать. А это особенно ценится в среде молодежи», - пояснила корреспонденту «Свободной прессы» г-жа Науменко.
На втором месте по «ценности» стоит одежда. Однако, в отличие от гаджетов, на ее покупке студенты предпочитают экономить и стараются приобретать вещи во время летних и зимних распродаж. «Очереди, которые мне доводилось наблюдать во время августовских скидок, говорили сами за себя. В среднем каждый посетитель магазина молодежной одежды, работающего в демократичном ценовом сегменте, скупался на 400-500 грн. Если бы им пришлось приобретать аналогичный набор одежды без скидок, то он бы обошелся в три раза дороже», — пояснила «Свободной прессе» Катерина Орехова, создатель и руководитель проекта Personal Shopper.
При этом г-жа Орехова обращает внимание на то, что молодежь малочувствительна к рекламе. Поэтому брендам, желающим завоевать расположение молодых потребителей, нужно научиться угадывать предпочтения своей целевой аудитории и выпускать то, что готова потреблять молодежь.
К этой же мысли пришли и исследователи международной сети агентств молодежного маркетинга Youth Research Partners. Так, ими был выделен такой тренд, как «Молодежный источник». Суть его заключается в том, что молодых потребителей нужно подключать к разработке товара, а не задавать вопрос «Что вы думаете о продукте?», когда он уже выпущен в продажу.
Однако несмотря на различные ухищрения производителей, в мире и Украине появляется все больше молодых людей, стремящихся выйти за рамки навязываемой системы потребления. «Немалая часть молодежи, как правило, бунтует против системы ценностей «предков». Это нынешние 18-20-летние дети тех 40-45-летних, которые особое значение придавали материальным ценностям. Но непомерная тяга родителей к накоплению материальных ценностей вызывает неприятие юных, - объясняет психолог Наталья Науменко. – Кроме того, часть молодых людей отказывается от потребительских ценностей «общества ням-ням», так как находится в поисках смысла жизни и формирует свое собственное мировоззрение». В частности, городская молодежь все чаще игнорирует такие товары, как алкоголь и сигареты, голосуя деньгами за здоровый образ жизни.
Новый формат потребления или, точнее сказать, непотребления улавливают и современные предприниматели. На этом фоне в Украине стали появляться такие заведения, как «некафе». «Официанты в традиционных общепитовских заведениях недолюбливают посетителей, готовых несколько часов общаться за чашкой кофе. Поэтому части молодежи там крайне неуютно. В то время как концепт «некафе» предполагает, что посетитель платит деньги за проведенное в заведении время, а чай-кофе и печенье он получает в неограниченном количестве. Более того, территории заведений, выбравших подобную концепцию работы, всегда свободны от алкоголя и табака», - пояснила Юлия Мироненко, совладелица некафе «БеседниZza». Каким образом изменятся потребительские предпочтения студентов, когда вырастет их доход, эксперты прогнозировать не берутся.
101.ru