Пенсионеры: «белые» против «черных»
Глава Минсоцполитики Андрей Рева окончательно запутал всех действующих и будущих пенсионеров.
На днях он заявил, что ситуация с дефицитом бюджета ПФ в 145 млрд. грн. в этом году принципиально не изменится. Предложения по увеличению в него поступлений сейчас в стадии проработки. Они будут представлены одновременно с проектом госбюджета на 2017 г., пишет Владимир СЕНЧИХИН, 2000
Что касается накопительной пенсионной системы, то она только надстройка, а фундамент — солидарная.
— При дефиците ПФ в 145 млрд. грн. вытягивать из его общего бюджета в 257 млрд. грн. еще два процента и резервировать их на накопление нецелесообразно. С такой позицией согласны и МВФ, и Международная организация труда. Здесь у нас с ними полное единодушие, — отметил министр.
Накопление
Солидарности не помеха
Еще в мае этого года Минсоцполитики разработало и от имени Кабмина подало в ВР законопроект №4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий».
Авторы указали, что в проекте закона предусматривается усовершенствовать солидарную систему путем освобождения ее от несвойственных выплат, в частности связанных с финансированием пенсий, назначенных на льготных условиях и за выслугу лет. Также предлагается законодательно урегулировать вопрос выплаты пенсий за границу и по инвалидности от несчастного случая на производстве. Предлагается ввести с 1 июля 2017 г. накопительную систему пенсионного страхования по накопительным профессиональным пенсионным программам для отдельных лиц моложе 35 лет. Речь идет о людях, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, о тех, кто имеет право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, а также — независимо от возраста — для госслужащих.
С 1 июля 2018 г. начнется уплата работодателем страховых взносов в накопительную систему, что станет источником финансирования пенсионных выплат.
Введение профессиональной пенсионной системы позволит формировать сбережения, которыми человек сможет воспользоваться до достижения общего пенсионного возраста при наличии необходимой продолжительности специального и страхового стажа и достижении определенного возраста, наличия необходимой выслуги лет, а также воспользоваться по достижении пенсионного возраста, независимо от условий выплаты пенсии из солидарной системы (работает лицо или нет).
Лицам, которые не станут участниками этой системы и работают (работали) на работах и должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, такая пенсия будет назначаться на условиях, определенных законодательством.
С 1 июля 2017 г. вводится оплата застрахованными лицами, которые не достигли пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», страховых взносов во второй уровень пенсионной системы. Размер страхового взноса в первый год составит 2% и ежегодно будет увеличиваться на один процент до достижения в 2020 г. пяти процентов.
Вот об этих 2% и высказался Андрей Рева, тем самым поставив под сомнение необходимость принятия законопроекта №4608. К слову, он и ранее высказывался в том смысле, что данный проект не ко времени. Напомним, что в мае он уже указывал на причины возникновения дефицита ПФ.
— Если в 2014 г. он составлял 80 млрд. грн. и решался вопрос, как его покрыть, то было принято решение обложить налогом пенсии, что дало 1 млрд. 800 млн. Через год приняли решение снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) с 38% до 22%. После этого некоторые наши экономисты утверждали, что как только мы снизим ставку ЕСВ, недобор средств перекроется. Прошло 5 месяцев, и я хочу вам доложить, что дефицит составляет 145 млрд. грн. То есть мы взяли 65 млрд. грн. и отдали крупному бизнесу, надеясь, что ему будет стыдно и он вернет через повышение зарплат и уплату взносов в ПФ. Этого не произошло, — пояснил тогда глава Минсоцполитики.
Но если накопительная система преждевременна, то почему бы не убрать эту норму из законопроекта №4608 и оставить другие нововведения, которые действительно помогут существенно сократить дефицит ПФ? Ведь в документе предусмотрено назначение пенсий на общих основаниях журналистам государственных и коммунальных СМИ, народным депутатам, дипломатам, бывшим членам Кабмина, сотрудникам прокуратуры и судьям в отставке. Эти выплаты должны были лечь на плечи госбюджета, а не Пенсионного фонда.
Какие же меры вместо законопроекта №4608 предлагает г-н Рева? По его мнению, нужно обязать всех платить ЕСВ (сейчас от этого налога освобождены 6 млн. человек, включая аграриев и нотариусов) и увеличить минимальную зарплату в 1,5 раза. Ввести минимальный социальный взнос — 640 грн. для зарплат до 2900 грн. и 22% — для зарплат выше этой суммы. Тогда не будет смысла платить зарплату меньше двух прожиточных минимумов и выписывать себе минимальную, а остальное получать в конвертах. Можно ввести положение о получении пенсии людьми без стажа только с 63 лет, что должно создать стимул платить ЕСВ.
Неизвестно, насколько снизится дефицит ПФ после этого, а пока ПФ сообщил, что в середине августа на выплату пенсий было направлено 12,8 млрд. грн., что составило 57,3% месячной потребности.
Правовая коллизия
Между тем в ВР подано еще три альтернативных пенсионных законопроекта, о которых в СМИ ничего не пишут. Первый из них под №4608-1 называется «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования системы пенсионного обеспечения, установления единых принципов назначения пенсий и внедрения накопительного уровня пенсионного страхования».
Авторы указали, что нынешний уровень тенизации экономики и занятости населения является едва ли не основным фактором, влияющим на состояние пенсионной системы, которая очень далека от реальной и современной защиты работающих лиц в случае утраты ими трудоспособности.
Кроме того, прогрессирующие темпы старения населения и снижения рождаемости приводят к уменьшению количества плательщиков страховых взносов и увеличению количества получателей. Повышается коэффициент демографической нагрузки, который в Украине больше, чем в других странах.
Поэтому актуальным становится вопрос внедрения накопительной составляющей пенсионной системы, совершенствование солидарного ее уровня для повышения ответственности каждого трудоспособного относительно своего будущего пенсионного обеспечения, а также определение мотивации выхода из тени для всех работающих, привлечение их к участию в общей системе социальной защиты и накоплении средств на собственную пенсию.
Урегулирования требует и правовая коллизия, возникшая в связи с принятием нормы заключительных положений закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», касающаяся льготных (специальных) пенсий.
В 2015 г. законодательством было предусмотрено право на назначение специальной пенсии при наличии не менее 10 лет специального стажа работы на должностях (следовательно, и уплаты взноса по повышенной ставке) и увольнения на пенсию непосредственно с такой должности.
С целью соблюдения основных страховых принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования целесообразно сохранить для тех категорий граждан, которые в течение многих лет платили повышенные размеры отчислений в фонды социального страхования (при минимально необходимых 10 годах), определенные гарантии получения надлежащих пенсионных выплат.
При этом предоставить такое право предлагается только тем из них, кто на дату отмены норм специального пенсионного обеспечения уже отработал необходимый специальный стаж и оплатил страховые взносы. Ввести такой подход необходимо одновременно с внедрением второго уровня пенсионной системы — накопительного.
По сути этот проект закона является вариацией законопроекта №4608 с той разницей, что в тексте предлагается дополнение о том, что пенсионное обеспечение лиц, которые на 1 июня 2015 г. получили необходимый стаж работы на должностях на госслужбе, в прокуратуре, судах, правительстве, НБУ и органах местного самоуправления, осуществляется по их выбору, в порядке и на условиях, определенных этими законодательными актами в редакциях, действовавших до 1 июня 2015 г., или в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Нет привилегиям
А вот законопроект №4608-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования пенсионного обеспечения, внедрения единых принципов начисления пенсий и отмены привилегий в пенсионном обеспечении» куда более радикальный.
Народный депутат Юрий Шухевич в пояснительной записке указал, что в течение многих лет он со своими единомышленниками прилагал значительные усилия, чтобы прекратить разделение граждан на привилегированных «белых» и обычных «черных» пенсионеров и отменить привилегии в пенсионном обеспечении.
В коалиционное соглашение, которое 27 ноября 2014 г. подписали большинство народных депутатов, было включено положение об установлении в 2015 г. единых принципов начисления пенсий. Г-н Шухевич разработал и подал в ВР законопроект № 1087 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отмены привилегий в пенсионном обеспечении», который до сих пор не рассмотрен парламентом, хотя есть положительное заключение профильного комитета. В ВР подавалось еще несколько аналогичных проектов законов, но привилегированные «белые» лица не согласились с отменой своих пенсионных привилегий, существование которых прямо противоречит ст. 24 Конституции.
Пенсии им назначаются не на общих основаниях, а согласно закону «О государственной службе». По словам г-на Шухевича, «законопроект №4608 сформулирован в таком виде, что он не имеет никаких шансов быть принятым в парламенте хотя бы в первом чтении». Поэтому он и подал свой законопроект, который отменяет деление украинских граждан на привилегированных и обычных пенсионеров. Идея заключается в том, чтобы народным депутатам, их помощникам, судьям в отставке, работникам прокуратуры и местного самоуправления, дипломатам, бывшим членам правительства и госслужащим назначались пенсии на общих основаниях.
Что касается научно-педагогических работников, то при выходе на пенсию им должна выдаваться денежная помощь в размере 6 месячных должностных окладов (ставок) с учетом надбавок и доплат при наличии стажа работы на должностях, утвержденных Кабмином. Для мужчин стаж — 12,5 лет, для женщин — 10.
За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% минимального размера пенсии по возрасту. При этом для увеличения пенсии учитываются полные годы страхового стажа без каких-либо ограничений его общей продолжительности.
В Евросоюз за опытом
Существует и законопроект №4608-3 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и содействия достижению бездефицитности бюджета Пенсионного фонда».
Авторы написали, что в течение последних двух лет в пенсионное законодательство внесли ряд изменений, оказавших значительное негативное влияние как на функционирование пенсионной системы, так и на уровень социальной защиты и качества жизни пенсионеров, а также наемных работников, осуществляющих пенсионные отчисления. В частности, были существенно снижены гарантии для работающих пенсионеров и лиц, имеющих право на льготные пенсии. Введено налогообложение пенсий, превышающих 3 минимальные зарплаты. В связи со снижением ставок единого взноса на общеобязательное государственное пенсионное страхование бюджет ПФ достиг рекордного дефицита в 145 млрд. грн. Все эти негативные факторы в совокупности с возможным преждевременным введением накопительной системы могут лишь усугубить кризис пенсионной системы. Как следствие — невозможность выполнения ПФ своих функций в части обеспечения выплаты пенсий из солидарной системы. Кроме того, действующая конфигурация пенсионной системы не оптимальна и требует определенной коррекции. Однако определяющим при этом является то, что для дальнейшего пенсионного реформирования должны быть созданы соответствующие макроэкономические и институциональные условия, учтен опыт зарубежных стран (прежде всего Евросоюза) и выработан профессиональный и всесторонне взвешенный подход к выбору стратегии и инструментов проведения пенсионных реформ.
К сожалению, предложенные правительством методы пенсионного реформирования не соответствуют указанным критериям, поэтому их реализация может привести к дальнейшей разбалансировке действующей пенсионной системы, нарушению социальных прав и ухудшению финансового и социального положения украинцев.
Разработчики законопроекта считают, что запустить накопительную систему нужно только после достижения бездефицитности бюджета ПФ. Одним из первых шагов должна стать ликвидация несвойственных для фонда расходов. Для этого, в частности, предусматривается отнести к расходам госбюджета доплаты к минимальной пенсии, компенсации потерь от применения пониженных ставок ЕСВ, выплату целевой денежной помощи участникам боевых действий и инвалидам войны, повышение пенсий детям войны.
Отдельное внимание уделено вопросам установления единых подходов к начислению пенсий и исправления законодательных коллизий, возникших в связи с принятием нормы о том, что с 1 июня 2015 г. отменяются положения относительно пенсионного обеспечения госслужащих, налоговиков, дипломатов, народных депутатов и т. д.
Кроме того, законопроектом решается вопрос о праве госслужащих самостоятельно выбрать, по какому закону выходить на пенсию — «О государственной службе» в редакции, действовавшей до 1 июня 2015 г., или «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». При этом предлагается предоставить компенсации госслужащим, которые платили повышенные взносы в солидарную систему, в случае выхода на пенсию на общих основаниях в соответствии с базовым законом. Для возобновления нарушенных прав пенсионеров проектом предлагается восстановить положение о ежегодной индексации пенсий в связи с ростом средней зарплаты.
Получается, что законопроект №4608-3 очень похож на правительственный, однако накопительная пенсионная система откладывается на неопределенное время.
Такое обилие проектов законов, касающихся пенсионной реформы, можно объяснить тем, что у народных избранников нет согласия относительно ее будущего, так что, скорее всего, ни один из предложенных законодательных актов в нынешнем году рассмотрен не будет. Недаром же все четыре проекта уже 3 месяца даже не выносятся на первое чтение.
А все сведется к тому, что Кабмин в поисках денег для ПФ возьмет да и поднимет пенсионный возраст, скажем, до 62 лет с последующим его увеличением. И при этом сошлется якобы на требование МВФ, как это уже было с тарифами на услуги ЖКХ. Что касается народных депутатов, то, рассматривая такой законопроект, они, конечно, будут возмущаться, но в конце концов его примут. Госбюджет тоже не резиновый, и после перекладывания расходов на пенсионеров из одного кармана (пенсионного) в другой (госбюджетный) денег не прибавится.