Прикладной дипломат. Чем новый глава МИДа отличается от «певца-предшественника»
Андрей Дещица уступил свое кресло главы Министерства иностранных дел Павлу Климкину.
Позже отдельным указом Порошенко ввел новоназначенных чиновников в состав Совета нацбезопасности и обороны Украины, определив их влиятельными фигурами в урегулировании военного конфликта. «Репортер» выяснял, кто эти люди и какие задачи стоят перед ними
Министерство иностранных дел Украины впервые в истории возглавил не гуманитарий. Павел Климкин окончил Московский физико-технический институт по специальности «прикладная математика и физика». Математический склад ума мог почувствовать любой, кто имел возможность общаться с Климкиным, в целом достаточно закрытым и не особо общительным человеком. Что не мешало ему всегда быть любимцем коллектива внешнеполитического ведомства. Особенно его молодой и женской частей.
Характер стойкий, нордический
В целом по характеру Павел Климкин очень похож на немца. Что, вероятно, и помогло ему стать самым успешным украинским послом в ФРГ за все годы нашей независимости. За короткое время он сумел найти общий язык со всем довольно скептически настроенным по отношению к Украине немецким истэблишментом. В украинской элите немцев раздражает многое: от демонстративной праздности до неумения держать слово. Тем не менее Павел Климкин смог доказать команде канцлера Ангелы Меркель, что подписание Соглашения об ассоциации поможет сделать качество управления в Украине чуть лучше. В итоге на саммите в Вильнюсе уже Меркель уговаривала Виктора Януковича подписать договор, не взирая на пребывание Юлии Тимошенко в статусе осужденной.
Не удивительно, что отказ украинского президента от соглашения вызвал такое разочарование и негодование у украинского посла в Берлине, что, обычно сдержанный, он высказал свое несогласие с этим шагом в интервью одному из немецких телеканалов. Тем более что именно подпись Климкина стоит на каждой из страниц документа: как глава переговорной группы он в марте 2012 года участвовал в парафировании.
Своей карьерой Климкин во многом обязан Константину Грищенко. Именно под его началом математик начинал работу в МИДе по теме ядерного разоружения, которая в начале 1990-х была для внешнеполитического ведомства ключевой. Разглядев в технаре дипломатические таланты, Грищенко многие годы содействовал его продвижению по карьерной лестнице, доведя в итоге до уровня заместителя министра. Тогда в команде Константина Ивановича Климкин играл роль основного коммуникатора с западными дипломатами. Он смягчал не всегда симпатичную ЕС и США позицию администрации Януковича, лоббировал прозападный курс.
Иностранцы любили Климкина и ставили в пример его отказ жестко доказывать оправданность осуждения Тимошенко. Грищенко прекрасно знал об этом и поддерживал эту игру в доброго и злого полицейских. Плюс не Климкину, а именно министру приходилось держать ответ перед президентом, которому даже лидеры оппозиционных партий не решались в лицо говорить совсем уж неприятные вещи. Теперь на новой позиции Климкин в полной мере ощутит, что не все, с чем ты согласен в позиции западных партнеров, можно легко передать главе государства. Хотя, конечно, Порошенко не Янукович, джеб справа не входит в перечень его средств невербальной коммуникации с подчиненными.
Не певец
Перед новым министром стоят тяжелейшие задачи. Начнем не с конфликта с Россией. Этот вопрос ведет лично Порошенко. Тем более когда переговорщиком от Киева направляют Леонида Кучму, говорить о существенной роли внешнеполитического ведомства в процессе вообще не приходится. Хотя в целом для Москвы Климкин является заслуживающим уважения партнером. Особенно после «певца»-предшественника.
Серьезный вызов для главы МИД — ужасающее материально-техническое состояние вверенного ему ведомства. И без того очень небогатое министерство после проведенной Андреем Дещицей реструктуризации совершенно ослаблено. Из структуры исчез департамент экономического сотрудничества (в планах тоже бывшего главы МИД Арсения Яценюка забрать экономическую дипломатию под Минэкономики, то есть от президента себе), а важнейшие договорно-правовой и политический департаменты разжалованы в управления.
Среди заместителей министра не оказалось ни одного, кто хотя бы раз в жизни был послом, а дипломатические представительства в целом ряде ключевых государств по несколько месяцев остаются без руководителей. Плюс крайне низкий уровень зарплат в центральном аппарате, заставляющий наиболее толковых либо любой ценой рваться в загранкомандировку, либо увольняться. Климкин пытается восполнять кадровые пробелы готовыми работать на энтузиазме (в частности заниматься противодействием российским лоббистам на западных медийных и экспертных площадках будет вернувшийся в МИД один из сильнейших членов политической команды Грищенко Дмитрий Кулеба). Но больших успехов без увеличения довольствия на кадровом фронте Климкину не добиться.
Формулы отношений
Основная задача Климкина — доказать оправданность евроинтеграционного курса сомневающимся. Украине уже не нужно искать пути, как убежать от России. После всего произошедшего никто уже не говорит о перспективе интеграции в Евразийский союз. А раз Соглашение об ассоциации с ЕС, создающее массу проблем для нашей экономики, перестает быть способом заблокировать втягивание в восточный проект, то в чем тогда его практический смысл для сегодняшней Украины?
Нынешняя власть вроде как не нуждается в принятии на себя формальных обязательств перед Европой для проведения реформ. Ответственности перед приведшим их на Олимп Майданом должно было бы быть достаточно. Проще говоря, если в течение ближайших шести месяцев МИД не выдавит из ЕС четкой даты введения безвизового режима, маятник общественных настроений резко качнется в сторону от проевропейского. Он не станет пророссийским. Скорее, как и в Турции, популярность начнут набирать националистические и консервативные силы, выступающие за равноудаленность и от Москвы (в случае с турками это исламский мир), и от Брюсселя. Украинцы и без того разочарованы крайне вялой поддержкой Майдана и совершенно невнятной позицией европейцев в ответ на действия России. Создающиеся сейчас партии уже уловили эти настроения и вопреки постмайданным иллюзиям в своих внешнеполитических программах делают ставку на прагматизм и работу со всеми, с кем выгодно.
Не менее серьезным вызовом будет налаживание диалога с Китаем и другими новыми мировыми центрами силы. Для Пекина, Анкары, Ханоя, Бразилиа и Нью-Дели нынешняя украинская власть представляется в роли едва ли не марионетки Запада. Полная зависимость устойчивости экономики от кредитов МВФ только усиливает это восприятие. Плюс Москва очень старается донести именно такую точку зрения.
Производители 2/3 мирового ВВП почти заморозили серьезные контакты с Киевом. И дело не только в опасениях поссориться с Россией. В КНР, Индии, Бразилии, на Ближнем Востоке элементарно сомневаются в том, что эта власть надолго и что она сможет выполнить взятые на себя обязательства по экономическим контрактам. Для этих стран в Украине слишком часто случаются масштабные потрясения, чтобы в нее всерьез инвестировать. Плюс Дещица за время работы главой МИД ни разу не съездил куда-либо за пределы ЕС и США. Климкину придется наверстывать. И дело тут не только в экономике, но и в том, что голос Пекина для Путина сейчас важнее мнения Вашингтона. А без Турции решить вопрос поставок сжиженного газа морским путем невозможно. Бразилия и Индия могли бы помочь пережить
шок от сворачивания военно-технического сотрудничества с РФ. Ждать, что все эти задачи за нас решат американцы, как минимум наивно.
Так что математический склад ума, позволяющий не уходить в философские построения, а решать задачу в рамках заданных параметров, Климкину очень понадобится. По сути, сегодня он и еще пара десятков умных энтузиастов и есть МИД. Как механизм он почти не работает, денежных и прочих ресурсов в помощь (на работу с зарубежными СМИ, элитами, экспертами) никто не дает. У МИД РФ все это есть в избытке. Проблем с переводом сообщений на сайты диппредставительств там не возникает. Министру не позавидуешь. Но скучать ему точно не придется.