На Закарпатті перевидали довоєнний збірник «Podkarpatska Rus 1936»

foto

Оригінальний варіант збірника побачив світ у 1936 році завдяки зусиллям Клубу друзів Підкарпатської Русі за сприяння губернатора землі Підкарпаторуської Костянтина Грабара і крайового президента Антоніна Розсипала. Укладачем був Др. Ярослав Затлоукал.

Три общественные организации нашего края – Клуб Т.Г.Масарика, Закарпатское общество охраны памятников и Ужгородское общество словаков – под общей редакцией Ивана Латко осуществили переиздание довоенного сборника «Podkarpatska Rus 1936» (Подкарпатская Русь 1936).

Оригинальный вариант сборника увидел свет в 1936 году благодаря усилиям Клуба друзей Подкарпатской Руси при покровительстве губернатора земли Подкарпаторусской Константина Грабара и краевого президента Антонина Розсыпала. Составителем был Др. Ярослав Затлоукал. Переиздание было материально поддержано благотворительным фондом «ViZa» в плане сотрудничества между краем Высочина (Чехия) и Закарпатской областью (Украина).

Это солидное издание (320 стр.) включает в себя почти 70 статей и очерков, которые характеризуют довоенное состояние хозяйственной, культурной и политической жизни Подкарпатской Руси. Весь сборник написан на чеш-ском языке, поэтому некоторые статьи даны в переводе с авторских оригиналов. Таким образом, издание предназначалось в первую очередь для метрополии, знакомило чешских читателей с русинским краем под Карпатами.

Среди авторов сборника есть немало деятелей, хорошо знакомых нам и сегодня, – Эдуард Бачинский, Владимир Бирчак, Йосиф Бокшай, Августин Волошин, Василий Гаджега, Евгений Недзельский, Иван Панькевич, Всеволод Саханеев, Петр Сова и др. Есть там и статья тогдашнего президента Чехословакии Эдуарда Бенеша под названием «О Подкарпатской Руси с международно-политических позиций». В ней, в частности, разъясняется также вопрос о том, почему пражские власти не спешили с предоставлением краю автономии, хотя эта задача с повестки дня никогда не снималась, – власти готовили почву для реализации плана в жизнь.

Тематика сборника настолько широка и всеобъемлюща, что рассказать о всех её аспектах в кратком обзоре невозможно. Зато можно с уверенностью утверждать, что любой читатель найдёт в сборнике хоть часть ответов на вопросы, которые его лично интересуют и волнуют – будь он политиком, хозяйственником, духовным деятелем, литератором, этнографом, музыкантом, художником, спортсменом, туристом, натуралистом и т.п.

Любопытно читать в статье генерала армии Йосифа Шнейдарека «Военное значение Подкарпатской Руси» о том, что наиболее надёжным союзником Чехословакии перед войной был СССР (а наиболее опасными соседями – Польша и Венгрия). Генерал рассматривал территорию Подкарпатской Руси как удобный плацдарм для приёма советских наземных и военно-воздушных сил, и поэтому предлагал форсировать строительство путей сообщения, аэродромов и т.д.

Из материалов статьи Яна Брандейса «Развитие политической ситуации на Подкарпаткой Руси за период 1918-1935 гг.» узнаём, что на парламентских выборах 1935 года на Подкарпатской Руси только три партии преодолели 10% барьер (Коммунистическая партия Чехословакии – 24,4%, Республикан-ская партия земледельческого народа – 19,0% и Автономный земледельческий союз – 13,9%) При этом хорошо проявила себя новая партия «Русское народное объединение», которая впервые участвовала в выборах и сумела набрать почти 8,9% голосов.

Обзор истории церковной жизни на Подкарпатской Руси, который представил В.Гаджега, местами противоречит сведениям П.Попрадова, который в том же сборнике пишет о Православии в крае. Так что читателю есть о чём поразмыслить, сравнить, сделать свои выводы. Особенно, если он к этому присовокупит и данные, почерпнутые из статьи М.Грабеца о Мараморшском процессе 1913 года.

Надо отдать должное составителю сборника за объективный подбор материалов, которые отражают двойственную языковую ситуацию, царившую в крае в довоенные годы. Наряду со статьёй об успехах Общества А.Духновича русской ориентации (автор Е.Недзельский), дан не менее информативный материал об Обществе «Просвита» украин-ской ориентации (автор И.Панькевич), а рассказ Ш.Анталовского о довоенном студенчестве края в одинаковой мере касается как русско-, так и украинско-ориентированных его ветвей и т.д.

По вполне понятным причинам много статей посвящено разным сторонам жизни коренного русинского населения края. Подробно описана жизнь и деятельность верховинских пастухов (В.Кубиёвич), представлено несколько зарисовок о литературной деятельности и зарождении русинской беллетристики (статьи Е. Недзельского, А.Гартла, В.Бирчака), о народных песнях (И.Панькевич, И.Колесса), народной поэзии (Я.Вондрачек), обычаях (А.Маркуш), русинской иконописи (В.Саханеев) и т.д. Из этой серии лично меня заинтересовали сведения о таких малоизвестных закарпатских прозаиках начала ХХ века, как самоучка Лука Демьян или Амброзий Полянский (о последнем нет никаких сведений даже в «Энциклопедии Подкарпат-
ской Руси» И.Попа).

Несколько удивляет почти полное игнорирование жизни закарпатских венгров, которые, как и сегодня, составляли основную массу жителей равнинной части края. Зато в сборнике помещены сразу две статьи разных авторов с одинаковым заглавием «Евреи на Подкарпатской Руси». С краеведческих позиций, пожалуй, нас более заинтересует вторая из них, написанная Хаимом Кугелем.

В год написания статьи евреи составляли седьмую часть населения края (около 100 тыс.), из них две трети жили в деревнях, поселяясь в убогих хижинах в одну комнату с прихожей, в которой размещались семьи из 6-8, а то и 10-12 человек. До первой мировой войны 28-30% местных евреев были ещё неграмотными (для русинского населения эта цифра достигала 40%), и только при чехословацком правлении, с постройкой школ, эти показатели стали улучшаться. Вопреки бытующим представлениям, лишь 1,4% местных евреев были шинкарями. Подавляющее же большинство закарпатских иудеев занималось землепашеством, многие работали на лесоповале, были наёмными рабочими на лесопилках, занимались перевозкой лесной продукции и едва сводили концы с концами. Во многих уголках Подкарпатской Руси монополией евреев было сапожницкое ремесло, которое с развитием предприятий обувного короля Бати пришло в упадок. Евреи-обувщики стали лишаться работы и куска хлеба, началась массовая эмиграция в Палестину. Только за «последний год» (видимо, 1935 г. – А.Л.) из Подкарпатской Руси туда выехало около тысячи евреев. Иными словами переселение евреев на Землю обетованную началось ещё задолго до появления государства Израиль.

Натуралистов, несомненно, заинтересуют такие статьи сборника, как «Растительность Подкарпатской Руси» (И. Клаштерский), «Фаунистический обзор» (А.Малих), «Несколько замечаний по охране природы на Подкарпатской Руси» (Б.Цырус и А.Малих). Оказывается, уже тогда учёные предлагали прекратить осушение болот Чёрного Мочара, что простирались между Мукачевом и Береговом, и создать там резерват для водолюбивой флоры и фауны (эта рекомендация не была учтена, Чёрный Мочар осушили). Оказывается, в 1932 году в районе Шаланок (Виноградовский район) был создан заказник по охране болотных черепах (когда и почему он исчез?) Предлагалось создать резервацию в долине «Воеводино» от Шипота до границы леса полонины Руна; упоминались многие другие природоохранные проекты. В краткой рецензии всего не перечесть.

В книге много иллюстраций – фотографии и графические рисунки художника А.Мюллера.

Могу ещё раз повторить, что любой, кто возьмёт в руки рецензируемый сборник, найдёт для себя интересный познавательный материал. Краеведы обязательно воздадут ему должное.

Алексей Луговой

"Европа-Центр"

Інші публікації

У тренді

karpatnews

Використання будь-яких матеріалів, що розміщені на сайті, дозволяється за умови посилання на karpatnews.in.ua

Інтернет-видання можуть використовувати матеріали сайту, розміщувати відео за умови гіперпосилання на karpatnews.in.ua

© Новини Закарпаття, Ужгорода, Мукачева та України на KarpatNews. All Rights Reserved.