Українські вибори. Дубль №2…

Повторні вибори будуть - влада не проти, опозиція «за», Європа вже ніяк не натішиться. Яким же бути цьому розгулу зимової демократії, і за яких «декабристів» доведеться голосувати виборцям?

...26 сентября Виктор Янукович подписал Закон «О повторных выборах народных депутатов Украины в одномандатных избирательных округах № 94, 132, 194, 197, 223». Речь идет о тех самых «повторных выборах», проведение которых регулируется статьей 104 ЗУ «О выборах народных депутатов Украины» в тех самых 5 округах, где ЦИК признала невозможным установление результатов голосования.

Занимательная арифметика: 5+2+1=5

И сразу возникает вопрос – почему, собственно, 5 округов, а не 7 или 8, как того требует здравый смысл? После лишения депутатских мандатов Александр Домбровского, Павла Балоги и Игоря Маркова без своего представительства в парламенте осталось сразу 8 одномандатных округов, однако 15 декабря избирательные участки откроются не везде.

В данном случае против здравого смысла выступил ситуативный альянс украинской власти и оппозиции. С «Батьківщиной» (а именно ее кандидаты будут представлять «объединенную оппозицию» на 4 из 5 округов) всё просто: «сливаться» под Порошенко или Балогу так же не с руки, как и ссориться с ними из-за пары штыков накануне гипотетических киевских и президентских выборов. А на одесском округе Игоря Маркова шансов нет и подавно – отсюда и категорическое требование оппозиционеров проводить выборы только в 5 округах.

Для «партии власти» ситуация деликатнее – слишком уж велик риск проигрыша в случае «перевыборов» на Винничине, Закарпатье и в Одессе. И даже Бог с ним, с этими мандатами, а вот дать слабину в битве с местными князьками – ужасный сигнал для «единой вертикали» по всей ее горизонтали…

Удивительный консенсус относительно количества округов представилось необходимым обернуть в правовую форму… Юридически проблема снимается легко: согласно закону о выборах нардепов разграничиваются «повторні» и «проміжні» голосования в округах. «Повторные» (статья 104) – как раз тех случаев, когда выборы признаны несостоявшимися (или результат определить невозможно), «промежуточные» (статья 106) назначаются при досрочном прекращении полномочий депутата.

Посему закона о выборах в 7 или 8 округах не могло быть в принципе – могло быть два разных законодательных акта о проведении «повторных» выборов в округах № 94, 132, 194, 197, 223 и «промежуточных» выборов в округах № 11, 71, 133. На второй закон пока нет «политической воли», и не факт, что таковая появится до 2015 года.

Избиратели 11, 71 и 133 округов, чьи конституционные права, безусловно, нарушены, могли бы засыпать суды исками с претензиями к бездеятельности ЦИК и Рады, но все ведь не могут быть Кармазиными… В общем, повторные выборы будут – власть не против, оппозиция «за», Европа уж никак не нарадуется. Каким же быть этому разгулу зимней демократии, и за каких «декабристов» придется голосовать избирателям?

Выбирать, так с музыкой!

Каким бы не был исход голосования, он практически не повлияет на парламентскую конфигурацию – значение результатов выборов лежит несколько в иной плоскости (имиджевой, психологической, символической). Для оппозиции победа на повторных выборах – это, прежде всего, сигнал потенциальным инвесторам и избирателям. Для власти – аналогично – возможность показать всем, насколько она (власть) сильна и непоколебима.

Кроме эффекта «непрямого говорения», будущие выборы дадут возможность основным субъектам поупражняться в канун более значимых кампаний. Эдакий «прогон», «генеральная репетиция» 2015-го.. Другими словами, перевыборы имеют еще и серьезное технологическое значение: возможность опробовать различные техники организации «правильного» волеизъявления, проверить какие-либо стратегические и мобилизационные задумки, определить цену голоса.

Но есть на этом «избирательном полигоне» несколько нюансов, соизмеримых по своей важности с самими результатами выборов.

Явка. Большинство экспертов прогнозируют низкую явку – причиной тому дата дня голосования и статус довыборов. Вспоминают и о недавних «промежуточных выборах» в Севастополе, когда на участки пришел лишь каждый четвертый избиратель. Низкая явка не только уменьшит шансы оппозиционных кандидатов, но и послужит крайне негативным сигналом для «борцов с режимом» – а не приелась ли их критическая риторика, не перегнули ли с показной уверенностью в собственной победе?..

Характер кампании. Любопытно будет понаблюдать, насколько радикально-критичной будет кампания оппозиционеров в контексте «европейского сотрудничества» и где будет пролегать грань «допустимого беспредела». Вероятно, де-факто будут иметь место две кампании – «до» и «после» Вильнюса: первая – «лайт» – окажется лишь легкой прелюдией перед двумя декабрьскими неделями «хардкора», преисполненными традиционной «чернухой» и максимальным накалом страстей.

Тест на единство. И для власти, и (в большей степени) для оппозиции грядущие перевыборы послужат проверкой в боевых условиях монолитности команды и эмпирическим индикатором коэффициента перетекания голосов.

Возьмем, например, УДАР, который де-факто «вне игры» – насколько активно «ударники» будут помогать коллегам по оппозиционному лагерю? Или дело ограничиться декларациями о «координации действий» по борьбе с «преступной властью»?.. А «Свободу» будет что-то интересовать, кроме битвы с Пилипишиным на 223 округе? Как они будут помогать своим «побратимам»?

Ближайшие месяцы будут весьма показательными с точки зрения перспектив и конкретного наполнения сотрудничества оппозиционных сил на президентских выборах. Что касается «эмпирики перетеканий», то ни один соцопрос не может быть точнее голосования в отношении «второго выбора» избирателей.

К примеру, готовы ли более умеренные сторонники УДАРа голосовать за «радикального» Левченко или же они попросту проигнорируют выборы? Упомянутый Левченко – безусловный фаворит кампании с точки зрения электоральной географии, и его результат покажет, продолжается ли «медовый месяц» «Свободы» или протестное голосование «по приколу» не подразумевает многократного повторения. «Арифметика единства» не так проста, как может показаться на первый взгляд…

Цена голоса / размер «болота». Во всех округах, кроме 132-го, электоральная география благоволит оппозиции – следовательно, ее выдвиженцы будут работать «на отождествлении». А вот представителям власти и возможным соискателям из числа «денежных аутсайдеров», находящихся вне стен парламента, придется засеивать округ деньгами.

И если кандидат от власти вполне может рассчитывать, в том числе, на освоение бюджетных средств и использование админресурса, то вот «денежный мешок», вероятно, придет к необходимости построения той или иной пирамиды по скупке голосов.

Тратить в такие сжатые сроки основные средства на рекламу было бы откровенной глупостью, а вот сделать акцент на работу с комиссиями и различные «полевые пирамиды» – вполне адекватный вариант. Результат таких вот «мешков» покажет реальную цену голоса и границы применимости самой модели – прелюбопытнейшая, однако, информация для профессионалов.

Кому не терпится служить народу

Что же до главных участников декабрьской битвы, то ситуация пока ясна лишь наполовину. Оппозиция со своими кандидатами определилась – баллотироваться будут те, «у кого украли победу в 2012». На, пожалуй, самом важном округе из пяти «проблемных», жирную точку в киевском триумфе оппозиции будет ставить юный Юрий Левченко.

Всё понятно и с «черкасским фронтом»: тут также ставка сделана на проверенных, хорошо «засвеченных» на округе бойцов – Николая Булатецкого (округ №194) и Леонида Даценко (округ №197). А вот баллотировавшийся против Татьяны Засухи член «Батьківщини» Виктор Романюк сейчас скрывается от «избирательного правосудия», так что его участие в кампании под большим вопросом. Проблемы с законом начались и у «первомайского феодала» Аркадия Корнацкого, который с учетом врадиевских событий вполне мог рассчитывать на победу в относительно «бело-синей» Николаевской области.

Что касается кандидатов от «партии власти», то здесь возможна серьезная ротация. Виктор Пилипишин и Татьяна Засуха в своих интервью заявили, что ждут решения партийного съезда и пока не определились со своим участием в кампании. Заместитель губернатора Николаевщины, не сумевший совладать с Корнацким, Виталий Травянко почти наверняка будет заменен.

Высока вероятность ротации и на 194 округе, где годом ранее власть сделала неудачную ставку на близкую к группе РУЭ «самовыдвиженку» Валентину Жуковскую, которая проиграла Николаю Булатецкому 15(!)%. На 197 округе о своем намерении баллотироваться заявил Богдан Губский, осенью 2012 участвовавший в выборах в качестве «самовыдвиженца»: поддержит ли его Партия Регионов – вопрос открытый.

В любом случае у власти длинная «скамейка запасных» – в прессе муссировались слухи о возможном участии в выборах Василия Горбаля и верного Ивана Плачкова. Активно осваивать рекламу на просторах интернета начал нынешний глава Шевченковской райадминистрации Сергей Зимин – с чего бы это?..

В свою очередь оппозиционное единство вполне могут нарушить Александр Третьяков и, собственно, Юрий Кармазин – оба неоднократно заявляли о желании баллотироваться в народные депутаты, и, скорее всего, сделают это в столичном 223 округе. А решится всё уже скоро – официальное выдвижение кандидатов начнется 16 октября

РАДУжные перспективы

Для оппозиции безусловным успехом может считать только один результат перевыборов – 5:0. Всё остальное не даст нужного имиджево-психологического эффекта, так как все округа, кроме 132, и так считаются вотчиной оппозиции. А выиграть 132-й после врадиевских событий – вообще дело чести.

При игре на поле оппозиции власть вполне устроит минимальное поражение 2:3. Наименьшие шансы на победу в 194 округе, если не завести туда ну очень уж денежного самовыдвиженца, которому, впрочем, едва ли хватит сил и времени добыть 40-45% голосов (меньшего для победы не хватит точно). С точки зрения чистой арифметики неплохие шансы у Засухи и Губского, однако они вполне могут быть заменены на менее одиозных кандидатов, исходя из более глобальных стратегических соображений.

На 132 округе ни один другой оппозиционер, кроме Корнацкого, конкурировать с властью не сможет (разве что сама Крашкова захочет баллотироваться), так как «отождествленного» рейтинга не хватит даже с учетом врадиевского шлейфа. И, наконец, самый важный округ в контексте президентских и гипотетических столичных выборов – 223-й – на котором фаворитом, безусловно, является Левченко.

Однако не всё так просто… Наверняка будут предприняты попытки раздробить оппозиционный электорат, от чего юный «свободовец» может сильно пострадать. «Свобода» с точки зрения перетеканий голосов внутри оппозиционного триумвирата является силой с наименьшим КПД, потому «заход» в округ умеренного, известного, «заслуженного борца с режимом» типа Юрия Кармазина может очень серьезно помешать планам оппозиции.

Пока окончательно не определены все действующие лица, любые прогнозы сродни гаданию на кофейной гуще. Пока же можно с уверенностью утверждать только одно: несмотря на невысокую ставку игры в контексте реконфигурации парламента, уступать без боя власть не станет, и наверняка преподнесет фаворитам выборов пару-тройку сюрпризов…

Антон Авксентьев, политолог, специально для Inpress.ua


02 жовтня 2013, 14:03
Karpatnews.in.ua — Новини Ужгорода, Мукачева, Закарпаття та України

Інші публікації

У тренді

karpatnews

Використання будь-яких матеріалів, що розміщені на сайті, дозволяється за умови посилання на karpatnews.in.ua

Інтернет-видання можуть використовувати матеріали сайту, розміщувати відео за умови гіперпосилання на karpatnews.in.ua

© Новини Закарпаття, Ужгорода, Мукачева та України на KarpatNews. All Rights Reserved.