Суперпорт: Чи вдасться мільярдерові з Ріо збудувати його

Мільярдер з Бразилії Ейке Батіста робить ставку на розвиток транспортної інфраструктури. Але останнім часом стрімко втрачає довіру інвесторів. Яка ж доля уготована проекту створення третього за величиною порту у світі?

Во время интервью для The New Yourk Times, Эйке Батиста ерзает в кресле – ему пока не привычно открыто общаться с прессой. Еще совсем недавно он предпочитал быть в тени. В своей  22-этажной штаб-квартире компании EBX в Рио с видом на залив Гуанабара он описывает себя как "лабрадора, чующего трюфель". Обычно старателям приходится исследовать 17 тысяч мест для того, чтобы найти золото. Ему же, простому авантюристу, который искал счастье на золотых приисках, удача улыбнулась уже с восьмого раза. С тех пор Бразилия стала для Батисты "его скаковой лошадью", и он делает ставку на нее. Одной из крупнейших инвестиций стал проект создания третьего по величине порта в мире на побережье Рио. Но сегодня успехи даются уже не так легко – проект неожиданно завис в воздухе.

Бразильский Роттердам Изначально анонсировалось, что уже в этом году логистическая компания Батисты, LLX Logística S.A., построит в Рио "суперпорт" – нечто вроде латиноамериканского Роттердама. Расположенный на территории, в полтора раза превышающей размеры Манхэттена, он будет переваливать около 350 млн тонн экспортных и импортных грузов в год, в том числе нефти и железной руды компаний "Х-группы".

Проект порта Аку стал ключевым в стратегии группы компаний Батисты, направленной на интеграцию ее на рынок поставок сырья из Бразилии на китайские рынки. Можно сказать, что именно это начинание отражает понимание Батистой сильных и слабых сторон Бразилии. В стране в избытке имеются полезные ископаемые, однако транспортная инфраструктура сильно оставляет желать лучшего. Знаменитая Копакабана, прибрежный район Рио, слишком узок для такого мощного промышленного региона. Батиста поставил себе цель построить здесь дороги, железнодорожные пути, порты, суда и нефтеперерабатывающие заводы для того, чтобы бразильские полезные ископаемые могли свободно поступать на мировые рынки.

Однако интерес к строительству порта тех инвесторов, которые изначально были согласны принять в нем участие, начал понемногу угасать. Заявляя в прошлом году о намерениях построить гигантский порт, Батиста объяснял, что рассчитывает на люксембургускую сталелитейную Ternium и японскую Nissan. Эти компании могли бы быть заинтересованы в транспортировке через порт железной руды и сырья, а также стали, автомобилей и электроники.

Стоимость строительства терминала Minas-Rio уже выросла до 5,8 млрд дол – это делает проект самым дорогостоящим из всех, реализуемых Anglo.

Ранее Ternium и Tenaris SA (TEN) – обе контролируются принадлежащей семье миллиардера Паоло Рокка Techint Group – согласились год назад вложить 5 млрд реалов (2,5 млрд долл.) в совместное предприятие в Бразилии, вторую по величине в стране сталелитейную компанию Usinas Siderurgicas de Minas Gerais SA. Порт Аку должен был стать экспортными воротами нового предприятия.

Однако 1 августа финансовый директор Ternium Пабло Бриззио заявил, что компания, по всей видимости, переоценила проект порта и, скорее всего, отложит принятие решения. "Возможность транспортировки руды через этот порт пока задерживается в связи с ситуацией на мировых рынках", - объяснил представитель компании.

С 2007 года LLX инвестировала в развитие терминальных мощностей в Рио уже 2,9 млрд реалов. Сейчас запуск в эксплуатацию первой очереди, которую ожидали уже в этом году, переносится на 2013. Предварительно были подписаны контракты и с другими будущими грузовладельцами – лондонской добывающей Anglo American и нефтетрейдерами Subsea 7 SA и Technip SA. Anglo American – давний партнер Батисты, компания выкупила в 2007 году у "Х"-группы железорудную шахту Minas в юго-восточной части страны, за 5,1 млрд долл. Также лондонцами было приобретено право на строительство экспортного терминала в будущем порту Аку. В новые проекты на побережье в Рио Anglo готова была вложить 2,6 млрд долл.

Завершить их планировалось еще в 2010 году, однако сейчас начало операций перенесено на 2014. Стоимость строительства терминала Minas-Rio уже выросла до 5,8 млрд дол – это делает проект самым дорогостоящим из всех, реализуемых Anglo.

Проблемы возникли и с японским партнером. Исполнительный директор Nissan Карлос Гон заявил, что завод по производству авто будет построен в другом городе штата Рио – в Ресенде – "по экономическим соображениям".

С чего начинается богатство "Бразильцы думают, что я появился в 2000 году из ниоткуда", - говорит Батиста. Действительно, мало кто слышал о его приключениях в Амазонии в юности. Он удрал из колледжа в Германии ради поиска золота у себя на родине, а потом сделал ставку на строительство неуклюжих на вид машин, которые должны были позволить обрабатывать драгоценные металлы в джунглях без участия ручного труда.

С 2004 года Эйке создал и вывел на биржу пять компаний: MPX (энергогенерация), MMX (добыча), LLX (логистика), OGX (нефть и газ) и OSX (судостроение). Шестая, один из его небразильских активов, - колумбийский угледобытчик, который был выделен из  MPX в мае этого года. Вместе с четырьмя компаниями из тех, которые не котируются на биржах (в сфере развлечений, драгоценных металлов, информационных технологий и недвижимости) они составляют империю EBX.

Многие считают, что именно громкий выход на биржу компаний Батисты позволил ему заработать свои миллиарды – не смотря на то, что не все из них сразу стали приносить прибыль. Некоторые вообще были выведены на биржу еще даже до того, как они стали немногим больше, чем просто идеей. Но их потенциал сделал Батисту самым богатым человеком Бразилии и седьмым богатейшим человеком мира – с состоянием, которое оценивается в 30 млрд долл.

Согласно еще одной версии, перейти из категории богатых людей в категорию супер-богатых Батисте позволила империя OGX, консолидирующая газовые и нефтяные активы. Он основал ее в 2007 году – за несколько месяцев до того, как государственный нефтяной гигант, компания Petrobras объявила об обнаружении огромных запасов нефти на морском шельфе. Некоторые перспективные месторождения были проданы с аукциона в тот же год. Не без надежды на покровителей в Petrobras, OGX делала предложения по всем выставленным на продажу лотам. Она выиграла 21 – основная доля пришлась на месторождения с мелким залеганием ценного ресурса. С тех пор Бразилия больше не выставляла месторождения на аукционы, позволяя OGX оставаться крупнейшей частной нефтяной компанией. Выход на биржу в 2008 году позволил ей привлечь 4,3 млрд долл. – рекордную на то время сумму для Бразилии.

Покупай местное, покупай дорого Бразильское правительство настаивает на том, что нефтяные и газовые операторы должны покупать основную часть оборудования у местных производителей, которые продают его по завышенным ценам. Это тяжелое бремя для государственной Petrobras, которой требуется сложный набор бурового оборудования. Но такое требование справедливо, считает Батиста, судостроительная компания которого от него, безусловно, только выигрывает.

На этом выгодное для миллиардера сотрудничество с государством, похоже, не заканчивается.  Батиста надеется, что будущем порту будут швартоваться суда Petrobras, а ее нефть будет перерабатываться на НПЗ, входящих в империю миллиардера.

Львиную долю успехов Батисты приписывают  высокому положению его отца. В 1961-1986 годах Элиезер Батиста-старший два срока пробыл в кресле главы крупнейшей бразильской добывающей компании Vale и короткое время проработал в качестве министра угольной промышленности и энергетики. Он считает во многом своей заслугой тот факт, что стране удалось существенно нарастить объемы международной торговли в непростое время, когда она страдала от гиперинфляции и значительного объема внешних долгов.

Однако Батиста-младший негодует по поводу любого предположения насчет того, что помощь отца была более значимой, чем просто моральная поддержка – вроде намеков на то, где "лабрадору стоит брать след". "Мне ничего не досталось бесплатно", - уверяет он. Концессии на шахты приобретались на условиях, которые были одинаковыми для всех, точно также как права на разработки месторождений. "Моими конкурентами были Petrobras, Exxon, Shell , и я платил миллиарды долларов, чтобы обойти их", - настаивает Батиста.

Считать Батисту безнадежным коррупционером неправильно также, как и приписывать ему образ эдакого "self-made man ", считает Серджио Лаццарини из бизне-школы в Сан-Паулу. Часть его успеха объясняется его интуицией и смелостью, но он также отлично овладел навыком построения тесных связей с власть предержащими.  Проявлением "стратегической щедрости" называют инвестицию Батисты в лестный биографический фильм о предыдущем президенте, Луисе Инасиу Ллула да Силва, а также вложенные 12 млн долл. в успешную подготовку Рио к проведению Олимпийских игр-2016, а еще – миллионы в экипировку полицейских, служащих в фавелах Рио.

Время отвечать Критики Батисты видят в нем не более чем успешного торговца – причем того, который больше продает обещания, чем реальный товар. В марте бразильский ежемесячник Época Negócios разместил на обложке фото Батисты с вопросом: "Так что, Эике, ты собираешься отвечать?". В статье, посвященной компании EBX , была поставлена под сомнение прозрачность бизнеса миллиардера. Анализировались методы управления и проблемы группы, которые, как прогнозировал журнал, дадут о себе знать уже совсем скоро и негативно скажутся на миноритарных инвесторах. Это вызвало бурную реакцию Батисты и спровоцировало настоящую войну в Твиттере, которая выплеснулась в 865 тыс постов. "Так что, Época Negocios , вы собираетесь вещать в соответствии с фактами?", - обращался Батиста к изданию посредством твитов. Кроме того, миллиардер предупредил Época, что они могут больше не рассчитывать на "доступ к телу".

Батиста уверяет, что он уже дал ответ на многое. EBX принесет 1 млрд долл. прибыли по EBITDA в этом году с увеличением ее до 10 млрд долл. к 2015, клянется он. Однако выполнить все, что было обещано, действительно будет сложно, считают наблюдатели.

Этот год выдался непростым для миллиардера. Его компании попросту перестали приносить доходы. Инвесторы частично возлагают вину за это на самого Батисту. Они утопили десятки миллионов в его добывающей компании OGX Petroleo прежде чем она хотя бы начала бурение на месторождении, где была найдена нефть.

Так что теперь Батиста пытается вытащить семейство "Х"-компаний с падающего рынка. Первым звоночком стала LLX Logistica. Летом Батиста заявил, что рассматривает возможность делистинга компании с фондовой биржи BM&FBovespa из-за того, что она быстро теряет капитализацию вследствие падения стоимости ее акций. Потери LLX  - самые значительные в группе. Стоимость ее акций упала с 8,8 бразильских реалов (3,93 долл.) в 2010 до 3,2 реалов (1,57 долл.) сегодня. Правда, позже миллиардер передумал, и компания пока остается на бирже. Рынок воспринял новость без одобрения – акции LLX сразу же упали на 10%.

Если по LLX Logistica вопрос делистинга пока висит в воздухе, то  PORTx – портовый терминальный оператор – перестал публично торговать своими акциями еще в августе.

Кто будет следующим? Этот вопрос интересует сегодня всех миноритарных инвесторов. Предположительно – судостроительная OSX и добывающая CCX. Конечно, делистинг не обозначает, что компании вот-вот развалятся. Однако ясно, что замысел Батисты относительно роста за счет других акционеров оказался не таким успешным.

Впрочем, бразильцам пока рано сочувствовать миллиардеру. Он стоит своих 30 млрд. Если даже представить, что он потерял половину своего богатства и остался с 15 млрд долл., то, вложив всего 1 млрд из них в U.S. Treasuries – американские казначейские облигации – он бы зарабатывал 20 млн долл. в год на одних лишь процентах. Но такая "тихая гавань" - не для него: Батиста азартен.

ЦТС


06 листопада 2012, 11:08
KARPATNEWS.in.ua — Усі новини Ужгорода, Мукачева, Закарпаття та України

Сподобалась новина? Підтримай KarpatNews натиснувши "Подобається"!

Інші публікації

У тренді

karpatnews

Використання будь-яких матеріалів, що розміщені на сайті, дозволяється за умови посилання на karpatnews.in.ua

Інтернет-видання можуть використовувати матеріали сайту, розміщувати відео за умови гіперпосилання на karpatnews.in.ua

© Новини Закарпаття, Ужгорода, Мукачева та України на KarpatNews. All Rights Reserved.